ArtBusiness.com logo

Как реагировать художнику на критику?



В течение всей карьеры художнику приходится сталкиваться с разными формами критики своего творчества. Пересуды и сплетни в мире искусства являются обыденным и повседневным явлением: одни говорят в лицо, другие пишут статьи или снимают видео, пишут в блогах, зубоскалят на форумах или просто злословят у вас за спиной. Художнику надо научиться справляться со своими эмоциями и с уязвлённым самолюбием, фильтровать поток мнений, отзывов, комментариев, критики, зависти, а иногда и откровенной ненависти. Очень важно научиться правильно реагировать на этот поток неоднозначной информации и не принимать близко к сердцу ни хорошего, ни плохого. Излишняя чувствительность к критике всегда тормозит процесс творчества.

Но сначала я хочу сказать пару слов о художниках, имеющих странную привычку ни с того, ни с сего спрашивать мнение окружающих о своих работах. Ведь, по сути, главный вопрос, ответ на который должен волновать каждого художника, должен быть обращён к самому себе. И этот вопрос должен быть сформулирован примерно так: "Что Я думаю о своей живописи?". Однако давайте поговорим об этом позже. А пока просто уясните для себя, что каждый раз, спрашивая мнение о своих картинах, вы ставите людей в неловкое положение, особенно если вы с ними лично не знакомы. Почему-то многие, особенно начинающие художники, намечают жертву среди тех, кто пришёл к ним на выставку и методично пытают несчастного посетителя, с которым не знакомы и который ничего плохого им ещё не успел сделать. Несмотря на очевидную нелепость ситуации, многие годами практикуют эту оригинальную форму пытки. Совершенно очевидно, что большинство жертв недальновидности назойливого художника, обнаружив себя в этой неловкой ситуации, постараются закончить общение с художником как можно скорее. Более того, все сказанное ими не будет соответствовать тому, что они на самом деле думают о художнике. Очевидно, что задавать подобные вопросы мало знакомым людям бессмысленно. Ведь нет никакой уверенности, что вам ответят искренне. Бессмысленно просить откровенно поделиться своим мнением людей, с которыми вы ещё не установили обыкновенных человеческих отношений. Позвольте окружающим самим решать, высказывать ли им своё мнение относительно ваших работ или нет. Дайте людям возможность самим решать когда и как высказывать свое мнение. И поверьте, что со временем множество ваших поклонников сами отреагируют всеми возможными способами на ваше творчество. Правда, будьте готовы как к положительной, так и к отрицательной критике. Однако, вне зависимости от того, что именно о вас будут говорить и как именно будут о вас отзываться, любая критика - это всегда кладезь информации и отличная возможность изучить влияние ваших работ на публику.

Справедливости ради, нужно признать, что бессмысленно ожидать ценную информацию в каждом высказывании. Многие художественные натуры проявляют излишнюю эмоциональную восприимчивость и при малейшем критическом замечании сразу занимают оборонительную позицию, даже не задумываясь, от кого именно исходит критика. Никогда не принимайте близко к сердцу критику, исходящую не от покупателей, коллекционеров, владельцев галерей и тех, кто имеет реальную возможность повлиять на вашу карьеру. Ну а критика, услышанная вами во время приятной и мимолетной беседы с друзьями или членами семьи, вообще не несёт никакой информационной нагрузки. Делать глобальные выводы из простой болтовни знакомых бессмысленно.

Чтобы определить, насколько серьёзен и значим диалог, в центре которого оказалось ваше произведение, сначала проанализируйте участников дискуссии. Кто эти люди? Знают ли они вас? Знакомы ли они с жанром искусства, в котором вы работаете? Насколько признан их авторитет? Каковы их познания в искусстве? Насколько они квалифицированы, чтобы судить о таланте и мастерстве художника? Являются ли они потенциальными покупателями или уважаемыми членами художественного сообщества? С какой целью ведётся конкретный диалог? Сильно ли отличаются интересы этих людей от ваших? Постепенно вы научитесь быстро классифицировать своих критиков и будете в более выгодной позиции во время дискуссий и даже сможете получать удовольствие в процессе обсуждений.

Однако, все вышесказанное не означает,что если мнение человека вам показалось недостаточно квалифицированным, то его нужно полностью игнорировать. Если вашей задачей является расширение аудитории, то вы должны считаться с каждым высказанным мнением, а не только с мнением избранных. Просто не принимайте близко к сердцу каждое сказанное в ваш адрес слово.

Постарайтесь не забывать, что реакция комментаторов любого уровня базируется либо на индивидуальных предпочтениях, либо, напротив, на академических знаниях и общем представлении о живописи. Чаще всего, о творчестве художника высказываются творческие личности, оценившие талант или напротив, не желающие признавать его. Все эти нюансы нужно учитывать при общении с профессиональными критиками и дилетантами. И никогда не забывайте, что вы и ваше творчество уникальны и всем угодить невозможно. Тем не менее, критику, основанную на личных вкусах и предпочтениях бывает ценно послушать, особенно если одно и то же мнение повторяется вновь и вновь. Иногда это хороший повод задуматься над тем, что и как вы делаете. Хотя, вновь хочу повториться, не воспринимайте все слишком серьёзно, потому что мнение, повторяемое многократно разными людьми, в реальности не является мнением о вас или вашем творчестве, это скорее стандартное мнение, основанное на предпочтениях большинства. Другими словами, не придавайте значения всему, что говорят о ваших картинах в пылкой манере и согласно индивидуальным предпочтениям в живописи. Люди разные и вкусы у них тоже разные.

И все же, надо признать, что комментарии простых людей обычно непредвзяты, более информативны, рождены свободными, не базирующимися на интересах арт-бизнеса, предпочтениями и апеллируют к живописи в общих чертах, без учета особенностей вашей техники и мастерства, и потому, стоит прислушаться к ним более серьёзно. Например, я рассматриваю множество завершенных работ и ни одна из них не трогает меня лично. Тем не менее, я могу отметить высокое мастерство художника. И напротив, есть работы, которые я принимаю всем сердцем, хотя и понимаю, что они не являются шедеврами с технической точки зрения.

Лично для меня, важным этапом является решение вступить в диалог с художником. Я остаюсь беспристрастным, отодвигаю свои вкусовые предпочтения и рассматриваю художественное произведение без учёта собственных предпочтений. Потому, что именно такая разновидность критики и является ценной и заслуживающей внимания.

У художника в сознании всегда должна преобладать непоколебимая вера в свой талант. Это необходимо, чтоб быть в состоянии противостоять любому недоброму и поверхностному мнению, брошенному на бегу. Многие творческие личности падают жертвами очень энергозатратного способа реакции. Вместо того, чтоб заниматься самоедством, сосредоточьтесь лучше на положительных отзывах. Общие выводы всегда делайте опираясь на отклики, накопленные за продолжительный период времени. Нельзя делать выводы, основанные на одном комментарии, вне зависимости от того, кто его написал. Регулярно собирайте информацию, постарайтесь собрать как можно больше сведений о покупателях, составляйте каталог, категоризируйте и накапливайте сведения. Спустя какое-то время станет понятна общая тенденция и выстроится общая структура откликов на ваше творчество. Вы увидите сходные ответные реакции и эмоции пользователей на свои произведения и постепенно создадите положительную информативную презентацию своего творчества, что в последствии обязательно принесет пользу вашей карьере.

Однозначно можно утверждать, что никогда не следует делать выводы на основании только одного отклика или критического высказывания, независимо от того, кем оно было сделано. Сегодня мир искусства огромен. Мы живём в эпоху Интернета, нам открыто множество прекрасных возможностей в любое время дня и ночи. В Интернете хватает площадок для всех точек зрения и все продукты творческого труда сосуществуют друг с другом и находят спрос у потенциальных покупателей. Нужно только найти свою аудиторию и суметь привлечь внимание к себе и к своему творчеству.

И наконец, хотя, безусловно, комментарии и сплетни дают пищу для размышлений и помогают правильно направлять маркетинговые усилия, нужно все же научиться отодвигать их в сторону, чтобы быть в состоянии продуктивно заниматься творчеством. Перечитайте самое начало этой статьи, где я озвучил главный вопрос, который каждый художник должен регулярно задавать себе: "Что вы думаете по поводу своей живописи?". Ответ на этот вопрос значит куда больше, чем мысли, высказывания и критика окружающих, какой бы высокой квалификацией они не обладали. Если вы чувствуете себя настолько неуверенно, что у вас возникает постоянная потребность оглядываться на других с виноватым видом в поисках признания или одобрения, то мой вам совет – чаще заглядывайте вглубь себя, подкорректируйте свою мотивацию, постарайтесь понять, почему признаки внешнего одобрения вам так необходимы. В конце концов, творчество - это вы сами и ваша уверенность в своей деятельности. Творчество не должно слишком сильно зависеть от мнения других. Конечно, нельзя полностью игнорировать высказывания окружающих, но ваша решимость и приверженность тому, что вы делаете, всегда должны быть сильнее любой критики. Нельзя позволять критикам убивать вдохновение. Оставайтесь верными своей страсти, ведь долг перед собой всегда важнее.

Алан Бамбергер

***

Editing and translation courtesy of Anna Seven. Find out more about Anna and her art by visiting her website, annaseven.com

artist art

(art by Eric White)

divider line

Current Features

Services for Artists and Collectors

Follow Artbusiness.com

  • artbusiness on Facebook
  • Artbusiness on Twitter
  • Artbusiness on Instagram