ArtBusiness.com logo

Art Business The Web

  • << Back to Articles for Collectors
  • Как покупать и коллекционировать произведения искусства



    Примечание. Эта лекция, прочитана перед аудиторией коллекционеров в Центре Искусств Индианаполиса. Она затрагивает темы, подробно освещённые в моей книге «Искусство покупать произведения искусства».

    Любой заинтересованный человек в состоянии покупать и коллекционировать произведения искусства. Говоря «любой» я действительно подразумеваю каждого, кто хочет заниматься коллекционированием. Для этого не нужно иметь ни предварительных знаний, ни большого опыта, ни тем более специального образования или научных степеней. Всё, что нужно настоящему коллекционеру, это любовь к искусству, страсть к коллекционированию и готовность ознакомиться с несколькими простыми принципами, которые позволят прявильно оценить любое произведение искусства, датируемое любым историческим периодом, принадлежащее любой национальной культуре. И, хотя эта лекция содержит конкретные рекомендации по коллекционированию, тем не менее следует помнить, что не существует искусства «ложного» и «истинного», равно как и не существует «правильных» и «неправильных» способов коллекционирования. Проще говоря, коллекционировать и покупать можно всё, что нравится, основываясь только на личном вкусе и исходя из своих финансовых возможностей. Следовательно, предлагаемые мной принципы адресованы только тем коллекционерам, которые хотели бы тратить свои деньги разумно и предпочитают вкладывать их в произведения искусства, качество которых соответствует их цене. Если вы причисляете себя к такому типу коллекционеров, то мои рекомендации безусловно помогут вам.

    Предположим, перед вами работа, выставленная на продажу, которая вам очень нравится. Речь может идти о картине, скульптуре, оттиске – это неважно. Если работа нравится настолько, что вы готовы её купить, то приготовьтесь ответить на ряд вопросов прежде, чем принять окончательное решение. Эти вопросы следующие:

    * Кто художник?

    * Какова значимость конкретного произведения искусства в творчестве художника?

    * Каковы происхождение, история, биография вещи(иными словами где и когда работа выставлялась, кому и когда принадлежала)?

    * Насколько разумна цена?

    Для ответа на первый вопрос «Кто художник?» всегда следует опираться на два основных источника информации – устный и письменный.

    Устным источником информации может быть сам художник или непосредственный продавец работы - галерея, дилер, собственник произведения, просто друзья или знакомые. Устная информация может исходить и от других коллекционеров или просто от людей, хорошо знакомых с творчеством художника.

    Что касается письменной информации, то её следует искать на вебсайте самого художника или галереи, представляющей его. Можно поискать и в других Интернет источниках, в каталогах выставок, в резюме художника, в рецензиях, публикациях, монографиях, энциклопедиях и словарях. Чаще всего письменную информацию предоставляет также и продавец или дилер.

    В любом случае придётся и почитать о художнике, и прислушаться к мнению знающих людей. Сравнив и сопоставив всю собранную информацию вы сможете сделать правильный выбор и составить собственное мнение о значимости интересующего вас художника. Информация, которую вам необходимо собрать, должна содержать следующие факты:

    * Дата рождения и, в случае, если художник уже умер, дата смерти художника.

    * Где художник живёт и работает.

    * Где, когда и у кого художник учился.

    * Организации, в которых художник состоит.

    * Галереи, музеи и другие учереждения, в которых художник выставлялся.

    * Грамоты, призы, гранты, награды, которые художник получал.

    * Общественные, частные и корпоротивные коллекции, в которых есть произведения художника.

    * Позиции, которые художник занимал или занимает (учитель, преподаватель, лектор, писатель и т.д.).

    * Публикации, в которых упоминалось имя художника, такие как книги, статьи, каталоги.

    Предназначение всей этой информации очень простое – составить правильное мнение о художнике. Ничего общего с академическим изучением его творчества в этом нет. Вам только нужно уяснить для себя кем является художник и каковы его или её достижения. Ценность навыков сбора необходимой информации повышается по мере повышения цены, интересующего вас произведения искусства. Проще говоря, чем дороже работа, тем более уважаемым, установившимся и зарекомендовавшим себя должен быть её автор.

    Стали бы вы, к примеру, покупать автомобиль за $25 000, не задав ни одного вопроса? Представьте себе покупку дома, ценой в $300 000, после осмотра одного только фасада дома. Вне всяких сомнений, вы бы узнали всё и об автомобиле и о доме. Вы ведь не хотите платить неизвестно за что. Подход к покупке произведения искусства должен быть точно таким же. Весь процесс должен начинаться с того, чтоб составить общее мнение о художнике на основании упомянутой информации.

    * Чем шире представлен художник на собственном сайте, и в любых других Интернет ресурсах, тем лучше. Да, Интернет сайт художника важен. Однако значительно важнее сайты, на которых вы можете найти обзоры, рецензии и статьи об интересующем вас художнике. Важна также и информация с веб-сайтов галерей, выставляющих и продающих его работы. Другими ценными источниками могут быть вебсайты музеев и искусствоведческих изданий.

    * Чем больше каталогов и книг вы найдёте с упоминаниями имени художника, тем лучше.

    * Чем более заметными являются публикации и Интернет источники, в которых упоминается имя художника, тем более значительным и известным художником он скорее всего является. Пять абзацев в известном международном каталоге или словаре значат больше, чем статья таких же размеров в местном издании или художественном каталоге.

    * Чем дольше художник работал и создавал свои произведерия, тем лучше, причём сам по себе возраст художника не всегда является показателем. Так, работа 55 летнего художника с опытом 30 летней успешной работы котируется выше работы 55 летнего художника, который организовал вторую в своей жизни выставку.

    * Чем больше количество выставок, наград и других карьерных достижений у художника, тем лучше. Учтите, что помпезные, напыщенные и хаотичные эпитеты в адрес художника, такие как «волшебные мазки» или «гениальное сочетание цветов», могут звучать вдохновляюще, но, чаще всего, подобный «цветистый» язык преувеличений не может иметь никакого веса, если только информация не подтверждена хоть какими-то фактами.

    * Чем более значительны коллекции, в которых можно найти работы художника, тем более вероятна значительность художника. Когда музеи приобретают работы художника – это всегда хороший признак. Большие корпоротивные коллекции всегда поднимают репутацию художника. Что касается частных коллекций, то ценятся только известные и зарекомендовавшие себя коллекции. К примеру, картина, находящаяся в коллекции графини Эсмиральды Стеговийской, может впечатлять только в случае, если графиня известна своей коллекцией и является истинной ценительницей искусств.

    * Списки художников в элитарных эрудированных журналах.

    * Чем больше людей, знающих художника, хорошо о нем отзываются, тем лучше. Чем более квалифицированы и уважаемы эти люди в художественных кругах, тем больше можно доверять их мнению, особенно если они финансово не заинтересованы в продаже работ этого художника.

    Ответ на второй вопрос – насколько значимо конкретное произведение искусства в творчестве художника? – можно получить просмотрев как можно больше работ художника. Чем лучше вы знаете творчество художника тем легче вам будет сравнивать вещь, которая привлекла ваше внимание, с работами типичными для этого художника, работами, которые лучшим образом характеризуют его.

    Начните с того, что попросите самого художника или человека, продающего его работу, показать вам выборку работ художника всех периодов его творчества – это могут быть фотографии, Интернет страничка, репродукции или оригиналы. Если это невозможно, попробуйте выяснить где и как вы можете ознакомиться с рядом работ заинтересовавшего вас художника. Знание всего диапазона работ художника позволит вам лучше понять место, которое занимает в его творчестве выбранная вами вещь. Вот почему художественные галереи устраивают индивидуальные выставки и собирают многочисленные коллекции произведений искусств одного художника, которого они представляют. Чем больше работ галерея в состоянии вам показать, тем больше информации вы можете получить о художнике.

    Следующее, внимательнейшим образом исследуйте вещь, привлекшую ваше внимание. Кроме лицевой стороны картины, изучите также ее оборотную сторону, осмотрите боковины и края, проверьте состояние подрамника, убедитесь в наличии подписи под картиной, поищите надписи на ее оборотной стороне. Вы можете также найти печати, наклеенные квитанции, номера и т. д. Попросите продавца или самого художника разъяснить вам происхождение всех обнаруженных вами деталей.

    Все перечисленное не просто познавательно и интересно, но также способно дать вам больше информации о произведении, а также о том, насколко осведомлен человек, продающий его.

    Спросите художника или продавца – является ли вещь оригиналом или это репродукция. Этот вопрос очень важен, особенно когда речь идет об ограниченных тиражах репродукций (limited edition prints). Многие так называемые «произведения искусства», изданные лимитированными тиражами, ничем не отличаются от обыкновенных фото-репродукций и цифровых фотографий, которые создаются не художником, ставящим свою подпись под этими работами, а цифровыми принтерами или издательскими компаниями. Верите или нет, но большинство подписанных и пронумерованных сериграфий, литографий, цифровых изображений, таких как жикле, попадает именно в эту категорию. Единственное, что подлинно в этих копиях - это подпись, поставленная художником вручную.

    Некоторые издатели доводят производство репродукций до абсурда. Издательство New Erte, к примеру, продолжает выпускать авторские копии даже спустя много лет после смерти автора. Ну что же, это конечно признак величия художника, мастер продолжает «творить» даже после собственной смерти. Итак, запомните – когда вы смотрите на эксклюзивные авторские копии, всегда спрашивайте что это, оригинал или копия, и требуйте ответ в письменном виде. Если вам нравится картина и вам неважно что это – оригинал или репродукция – то покупайте ее. Но если вы целенаправленно коллекционируете оригиналы, то покупайте только те работы, которые были полностью, с начала и до конца созданы самим автором. Репродукции оригиналов, неважно насколько хорошо они выполнены и насколко ограниченным тиражом они выпущены, стоят в ряду наименее ценных и наименее интересных для коллекционеров работ.

    Убедившись в том, что произведение искусства, заинтересовавшее вас, является подлинником, узнайте, насколько важна данная вещь в творчестве художника в сравнении с его другими работами. Ближе ли она к более трудоемким, ярким, заметным и сложным его работам, или эта пятиминутная зарисовка, сделанная художником на картонке размером три на пять? Запомните что важные и значимые работы в творчестве художника всегда выше ценятся и более интересны для коллекционирания. Такие работы со временем повышаются в цене больше, чем второстепенные работы.

    Определите, является ли вещь, понравившаяся вам, «типичной» или «нетипичной» для конкретного художника. Спросите у художника или продавца какие тематика, размер, материалы и стиль более типичны для этого художника и какие его работы более популярны среди покупателей и коллекционеров. Именно такие работы являются более типичными для интересующего вас художника. Однако любой художник также и экспериментирует, сходит так сказать с наезженной колеи, и создает необычные, непривычные и нетипичные для себя работы. Таким образом создаются единичные работы, по которым бывает трудно распознать художника. К своему эксперименту художник может никогда больше и не вернуться. Такие работы называют нетипичными. Предпочтительнее собирать типичные работы художника, конечно если вы не преданный собиратель, ставящий целью собрать все, что создал художник. И даже в последнем случае все равно лучше начинать с коллекционирования типичных работ, а необычные и выделяющиеся из общего творчества работы оставьте напоследок.

    Спросите к какому периоду творчества художника принадлежит заинтересовавшая вас работа. Все художники проходят через творческие фазы, когда их работы более или менее удачны, интересны, вдохновлены, а следовательно и привлекательны для коллекционеров. Опытные коллекционеры, конечно же, предпочитают приобретать лучшие работы из наиболее продуктивных периодов творчества. Обязательно узнайте, какой период творчества был более продуктивным у интересующего вас художника, и насколько произведение искусства, заинтересовавшее вас, соотносится с периодами творческого подъема художника.

    На более сложном уровне рекомендуется определить выглядит ли заинтересовавшее вас произведение уникальным, отличается ли оно оригинальностью или это явное повторение чьего-либо стиля, чьей-либо идеи или повторение темы, встречающейся у этого художника из года в год.

    Некоторые художники специализируются на вариациях одной и той же темы, которую они отработали с годами и продолжают повторять и повторять только потому, что людям это нравится и вещи хорошо продаются. К примеру был художник, который представлялся как «живущий ныне художник, пишущий как мертвый». Другими словами, он подчеркивал тот факт, что он пишет так же, как художники писали десятелетия или даже столетия назад. Это собственно означает, что вы не найдете ничего оригинального и по-настоящему интересного в его творчестве.

    С точки зрения коллекционера, работы художника, отличающиеся оригинальностью и уникальностью, являются более желанными и достойными коллекционирования, чем работы имитаторов, которые заимствуют слишком много из других стилей, эпох и у других художников. Однако, если вы предпочитаете копии хорошо известных картин или вам нравится какой-то известный в прошлом стиль, не задумываясь начинайте коллекционировать то, что вам действительно нравится. Нет искусства правильного и неправильного. Ваша коллекция должна прежде всего доставлять вам удовольствие.

    Наконец, убедитесь, что работа, заинтересовавшая вас, находится в хорошем состоянии и создана из прочных материалов и надолго. Я был однажды в галерее, которая выставляла художника, писавшего маслом на оборотной стороне стекла. Картины были великолепны, но насколько они были прочны и долговечны? Я попросил дилера показать мне несколько работ с оборотной стороны так, чтобы увидеть насколько рамки защищали стекло и краску, нанесенную на него. Мне бы не хотелось потратить около пяти тысяч долларов на покупку картины, чтобы потом случайный удар отбил от нее кусок или образовал трещину в стекле, которое не было в достаточной степени защищено.

    Для ответа на третий вопрос – каково происхождение(провенанс) произведения искусства, его история и документация? – соберите и сопоставьте всю доступную информацию о конкретном произведении. Эта работа сродни той, которую проделывает писатель, собирая информацию прежде, чем написать чью-либо биографию. Придется собрать всю доступную информацию, начиная с того момента, когда художник закончил работу над картиной, и кончая сегодняшним днем.

    Этим следует заняться поскольку полная документированность картины или любого другого произведения искусства, повышает коллекционную ценность работы и востребованность ее на рынке. Хороший провенанс в мире искусства сродни хорошей родословной у кинологов. Картина, которая выставлялась в известных выставочных залах, к примеру, имеет более высокую коллекционную ценность, чем похожая работа, которая не участвовала на выставках. Скульптура, выигравшая призовое место на выставке будет более желанной, чем скульптура, которая никогда никаких призов не брала. Акварель, упомянутая в колонке новостей, представляет собой больший интерес, чем похожая акварель, не привлекшая чьего бы то ни было внимания. Если произведение искусства, о котором вы собираете информацию, обладает какими-то из выше перечисленных качеств, вы должны знать о них.

    Начните с просьбы, направленной художнику или продавцу, рассказать вам все, что он знает об этой вещи. Узнайте всю ее «биографию». Узнайте, где она побывала, что или кого она представляет, как она создавалась, кто ею владел прежде, участвовала ли она на выставках, занимала ли она призовые места, была ли работа упомянута в какой-нибудь публикации или издании, каталоге, обзоре, обсуждалась ли эта работа в Интернет блогах или форумах, или в печатном издании экспертами, или может быть самим художником на его вебсайте? Отражает ли работа какие-либо события в жизни общества, или в жизни самого художника? Существуют ли забавные истории, связанные с ней? Это все вопросы, которые вам следует задать перед покупкой. Ответы часто познавательны и развлекательны.

    Если произведение искусства создано ныне живущим художником, свяжитесь с ним и попросите его немного рассказать о том как создавалась понравившаяся вам работа. Если работа продается галереей или дилером, договоритесь о телефонном звонке и поговорите с художником хотя бы по телефону.

    В добавление к тому, что вам говорили и рассказывали, соберите как можно больше документации, онлайн распечаток, выписок и вырезок из публикаций в периодической прессе. Включите в этот список копии или фотокопии из периодической печати или онлайн источников, упоминающих это произведение искусства. Потребуйте сертификаты, удостоверяющие подлинность работы, и если это возможно, подписанные художником или дилером, а лучше ими обоими, документы, подтверждающую всю информацию, полученную вами до этого в устной форме. Это как если ваша покупка – это картина, а вся собранная вами документация на нее – это её оправа.

    Всегда старайтесь отделять задокументированную действительность от вымышленных историй. Сплетни, байки, рассказанные третьими лицами с чьих-то слов и прочая подобная информация, не может быть классифицирована как достоверная. Убедитесь, что все, что было вам рассказано, соответствует действительности. Если вы не в состоянии получить убедительных доказательств всей полученной информации, то не принимайте её за чистую монету.

    Предположим, вы подумываете о покупке старинной картины, на которой изображена гора. Дилер говорит вам, что картиной когда-то владел дедушка водопроводчика самого Теди Рузвельта. Он также настаивает на том, что эта гора называется Шаста и в доказательство демонстрирует вам фотографии сделанные примерно оттуда же, откуда её рисовал художник. Так вот, первое утверждение – это догадка, требующая доказательств, а второе утверждение – это доказанный факт.

    Теперь самый серьёзный четвёртый вопрос – насколько разумна цена? Это не столько вопрос о том, сколько картина будет стоить в будущем и насколько выгодно такое вложение - этого вам, по большому счёту, не скажет никто. Вопрос лишь в том, сколько картина стоит сегодня? И это вопрос, который следует задавать и обсуждать в первую очередь, поскольку цены на произведения искусства, как и на любые другие товары и услуги, часто бывают необоснованно завышенными.

    Художник или дилер скорее всего скажет вам, что цена на конкретное произведение искусства уникальна, как и само произведение, и что вещь, привлекшая ваше внимание, оценена по достоинству, однако такая логика не в состоянии убедить более или менее опытного коллекционера. Каждое произведение искусства, как и недвижимость, к примеру, конечно же уникально, но всегда можно найти сравнимые и похожие экземпляры. Эти аналогичные экземпляры – как и похожие квартиры, например, находящиеся в том же районе - нуждаются в адекватной оценке и вполне поддаются сравнению, хотя и уникальны сами по себе.

    Вопреки общепринятому мнению, цены на предметы искусства не берутся с потолка и не определяются при помощи шестого чувства, которым обладает только дилер или сам художник. В большинстве случаев оценить произведение искусства бывает так же просто, как отмерить стакан муки, конечно, если вы уже ознакомились с основными постулатами оценщика. Всё, что вам нужно, это небольшое сравнение, проведение параллели между работой, которой интересуетесь вы и подобными ей работами, уже проданными относительно недавно.

    Конечно же, для этого вам нужно иметь доступ к публичной информации о продажах. Большинство людей и не подозревает, что подобная информация существует, доступна, легальна и дает возможность изучить историю продаж. Подобные записи не только существуют, они существуют в огромном множестве легальных и доступных источников. Большинство этой информации можно найти в сети, в онлайн базах данных, в публикациях и каталогах, в справочниках аукционов и публичных продаж. К примеру, арт-дилер каталоги ежегодно публикуют подробнейшую информацию более чем о 200 000 продаж. Записи о продажах можно найти в большинстве специализированных библиотек, в Интернете, в специализированных книжных магазинах, да и в любой уважающей себя галерее.

    Начните изучение цены с самого художника или непосредственного продавца картины. Попросите показать вам записи последних продаж работ заинтересовавшего вас мастера. Убедитесь в том, что художник уже продавал похожие работы по похожей цене. Большинство дилеров обладают подобной информацией и охотно поделятся ею с вами (упорное нежелание обсуждать предыдущие продажи должно насторожить).

    Следующая часть оценки произведений искусства заключается в том,чтобы узнать что же происходит вне стен галереи или студии художника. Где ещё продаются работы этого художника и по какой цене? Речь может идти о других галереях, об аукционах, о небольших онлайн сайтах, специализирующихся на продаже предметов искусства. Вам следует сравнить все цены на работы интересующего вас художника где бы и кем бы они не продавались.

    Проверить записи аукционных продаж очень легко, с этой задачей способен справиться каждый. Всё, что вам придется сделать – это справится в онлайн базах данных о ценах на работы, интересующего вас мастера (справедливости ради стоит отметить, что эта информация доступна только по платной подписке). Каждая запись о продаже снабдит вас информацией о том, какого типа работа была продана (картина, скульптура и т.д.), каких размеров была работа, когда и где она была продана, и самое главное – по какой цене.

    Если у художника есть история аукционных продаж, то как правило это значит, что художник уже достиг определённого уровня признания и уважения в художественных кругах, что на его работы есть спрос и что оборот продаж достиг приличного уровня. То есть, вместо того, чтоб спрашивать: «Кто это?», коллекционеры уже говорят: «Я знаю, кто это. Её работы продаются на аукционах за такую-то цену и я готов заплатить за эту работу столько-то ».

    Наиболее информативными для вас будут аукционные записи, описывающие произведения искусства, подобные тому произведению, которое вы собрались покупать; имеются ввиду размер, материал и т.д. Учтите, что аукционные цены отражают скорее оптовую цену, чем розничную, то есть будьте готовы к тому, что цена галереи будет несколько выше, чем аукционная – это вполне естественно. Однако убедитесь, что аукционная цена составляет хотя бы 40% от галерейной. Если аукционная цена составляет 30% от галерейной или даже ещё меньше, то это повод к тому, чтоб задуматься. В этой ситуации либо художник или дилер в состоянии дать вам убедительное объяснение такому феномену, либо вам лучше вообще не иметь с ними дела.

    Ниже приводится ряд дополнительных советов по оценке и обработке аукционной информации.

    * Просмотрите записи(рекорды) как минимум за последние пять лет и обратите внимание на то, как менялись цены на работы интересующего вас художника за этот период времени. Последовательный рост цен свидетельствует о том, что спрос на работы художника среди коллекционеров рос непрерывно в течении последних пяти лет. Колеблющиеся, неустойчивые, идущие на убыль цены чаще всего являются плохим признаком.

    * Обратите особое внимание на то, в каких пределах колеблется большая часть цен. Не обращайте внимание на случайные отклонения от основного диапазона. К примеру, если вы намерены заплатить за картину $10000 и вы нашли в аукционных записях одну продажу за $6000 и двадцать продаж за $2000, то будьте начеку. Такая информация является верным индикатором того, что цена на полотно, которое вы собираетесь приобрести, сильно завышена.

    * Чем больше аукционных записей вы обнаружите, тем точнее будут результаты по анализу цен на интересующего вас художника. На основании одной или двух обособленных продаж нельзя делать каких-либо выводов, для достоверного анализа вам потребуется как минимум пять или лучше десять записей о продажах.

    Информация о розничных продавцах и о других он-лайн или вполне реальных галереях ни менее важна, чем информация об аукционных продажах. Если аукционных продаж нет или информация о них вам недоступна, то информация о галерейных продажах ваш единственный источник достоверной информации. О галерейных продажах можно узнать от дилеров, коллекционеров, от сведущих в художественных кругах людей. Чем больше дилеров, знакомых с именем художника, представляющих его или желающих представлять, вы найдете, тем лучше. Ну и конечно же цены в других галереях на работы интересующего вас художника должны быть сопоставимы с ценой, которую собираетесь заплатить вы. Если галерей, заинтересованных в работах художника или знакомых с её или его именем очень мало, или вообще нет, то понятно, что это плохой признак.

    Найти аукционные записи или галереи-представители бывает практически невозможно, если вы покупаете работу непосредственно у художника, который не выставляется регулярно. В этом случае попросите художника дать вам информацию о частных лицах и организациях, владеющих его работами, и снова, приложите все усилия чтоб удостовериться, что работы продавались регулярно и по сравнимым с вашей ценой ценам. Чем больше вы найдёте коллекционеров, владеющих работами художника, и чем более последовательным было ценообразование, тем увереннее можете совершать вашу покупку.

    В случаях, когда вам не удаётся проследить ни аукционных ни галерейных записей о продажах, займитесь изучением цен на подобные работы других художников из того же географического региона, работающих в том же стиле и достигших таких же примерно результатов, что и интересующий вас художник. Это другая форма работ по необходимому перед любой покупкой сравнительному анализу цен. Когда вы покупаете у художника, то попытайтесь выяснить по каким ценам продают свои работы другие художники, живущие поблизости. Предположим, вы покупаете пейзаж датируемый 1940 годом. Непременно сравните цену этого пейзажа с ценами на похожие пейзажи того же периода, созданные художниками из того же региона.

    Когда вы уже готовы совершить покупку, убедитесь в том, что вам выдадут квитанцию содержащую подробное описание приобретаемого произведения искусства и состояние, в котором оно находится и, обязательно, гарантию возврата денег на случай, если позже вы обнаружите, что работа была представлена вам некорректно. Эта квитанция должна быть небходимой составляющей всей сопутствующей документации, которую дилер прилагает к произведению искусства.

    Несколько слов о скидках. Предположим, после всей проделанной работы вы всё ещё заинтересованы в покупке, но всё же вам хотелось бы заплатить несколько меньше запрошенной цены. Цены на предметы искусства часто довольно гибкие, только не стоит торговаться просто так. Просите скидку только в случае, если можете обосновать свою просьбу, объяснить своё предложение основываясь на собранных вами данных. Опытные коллекционеры регулярно пользуются этим приёмом. Они знают, что дилеры и художники скорее согласятся спустить цену в случае, когда вы в сосоянии убедительно аргументировать свою просьбу о скидке, чем когда вы пробуете спустить цену только из желания немного поторговаться.

    Весь процесс может показаться изнурительным. Действительно, зачем прилагать все вышеперечсленные усилия ради покупки одной только картины? Но на практике многие коллекционеры именно в процессе предварительных исследований видят прелесть коллекционирования. Увлекательность предшествующего покупке процесса похожа на своего рода приключение, особенно когда этот навык превращается во вторую натуру коллекционера. С того самого момента, как вы начнёте понимать всю внутреннюю кухню процесса, жажда знаний и азарт охотника превратят для вас покупку произведения искусства в увлекательнейшую работу детектива. Опытный коллекционер, каковым рано или поздно вы станете, в состоянии оценить и классифицировать большинство работ за каких-нибудь двадцать, двадцать пять минут. Для опытного коллекционера владение всей доступной информацией, включая верную оценку произведения искусства, никогда не может быть второстепенным.

    Поскольку вы дочитали мою статью до конца, позвольте напомнить, что моя книга «ИСКУССТВО ПОКУПАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА» поступила в продажу и может быть куплена прямо с моего сайта. Простым «кликом» на заглавие вы сможете просмотреть некоторые главы из книги и заказать саму книгу, поскольку всё, что вы только что прочли – это только начало. Все темы, освещённые в статье подробно раскрыты в книге, не говоря уже об огромном количестве информации не уместившейся в этой коротенькой статье. Книга написана для всех любителей искусства, вне зависимости от их стартового багажа знаний. Всё, что вам потребуется – это желание приобретать произведения искусства так, как это всегда делают профессиональные коллекционеры.

    divider line